Булгары —древний народ, живший когда-то на обширных территориях от Средней до Передней Азии, дал свое имя болгарам. Этим народом, по легенде, правил Кубрат (Коврат), у которого было пять сыновей. Перед смертью правитель завещал своим сыновьям жить всем вместе. Но сыновья нарушили отцовский наказ и отделились друг от друга. Один из братьев, Аспарух, увел часть своих соплеменников к берегам Дуная и по соседству с могущественной Византией основал Болгарское царство. Объединившись с местными племенами фракийцев и славян, булгары со временем сформировали единый болгарский народ. В Крыму же, по мнению ученых, болгары-тюрки появились в конце VII начале VIII веков, перекочевав на полуостров из Приазовья. Поселившись в степной и предгорной части Крыма, болгары вскоре стали жить осёдло. Вскоре они слились с местным населением и, скорее всего, растворились среди него. Предки нынешних крымских болгар впервые появились в Крыму в самом начале XIX века — в 1802-1806 г.г. Переселение болгар с их исторической родины, находившейся тогда под властью Османской Турции, было вызвано насилием разбойных банд по отношению к местным болгарским жителям, а также заинтересованностью российских властей в восстановлении крымского населения, значительно уменьшившегося после первой массовой эмиграции крымских татар в Турцию. Царскому правительству по многим причинам было выгодно, чтобы хозяйственным освоением опустевшего полуострова занимались в основном православные. -- Первые свои три колонии болгары основали в Старом Крыму, в Кишлаве (ныне село Курское Белогорского района) и Бала-Чокраке (ныне село Алёшино Бахчисарайского района). Старокрымская западная окраина, где поселились переселенцы из Балканского полуострова, получила название Болгарщина. Это название бытует и сейчас, особенно среди старожилов города. За время первой волны болгарской колонизации, длившейся до 1816 года, в Крым переселилось около тысячи человек. Переселившиеся болгары давали клятву-присягу на верноподданство России. Клятвенное обещание приводимых к присяге болгар на верноподданство России: "Я... бывший турецкоподданный, обещаю и клянусь Всемогущему Богу, Всесветлейшему Державнейшему Великому Государю Императору и его родным быть верным, добрым, послушным и вечно подданным и никуда без высочайшего Его императорского величества соизволения и Указа за границу не отъезжать и в чужестранную службу не вступать, с неприятелями Его Величества вредительной откровенности не иметь и никаким образом против должности верного подданного Его Императорского Величества не поступать и все к высокому Его Императорскому Величеству сие и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению сие и возможности предостерегать и оборонять и в том во всем живота своего в потребном случае не щадить, и при том по крайней мере стараться сделать все, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может... Об ущербе же интереса его Величества, вреде и убытке, как скоро о том ведаю, не только благо-временно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать. Если же будет когда же к службе и пользе Его Величества какое тайное дело или какое бы оно ни было, которое приказано мне буде тайно содержать в совершаемой тайне и никому не объявлять, кому о том ведать не надлежит и не будет повелено объявлять Сие, должен и хочу я верно содержать данное мне Всемогущим Господом Богом душевно и телесно. В заключение же сего слова целую крест Спасителя моего. Аминь". Вторая волна болгарской эмиграции была вызвана русско-турецкой войной 1828-1829 гг.. Значительно увеличилось количество жителей болгарских общин в Старом Крыму и Кишлаве, несколько семей поселились в Феодосии, Керчи, Евпатории и Карасубазаре. Последняя, третья, волна переселения болгар в Крым, проходившая в 1860-1862 гг., была вызвана притеснениями со стороны турецких властей и размещением на землях болгарских крестьян мусульман, приехавших в Турцию из России после Крымской войны. Этот третий период переселения завершился крайне неудачно: большинство эмигрантов вскоре покинули Россию и вернулись обратно на родину. Причин, которые вынудили болгар это сделать, было несколько: царское правительство не сумело создать для переселенцев нормальные условия жизни, неурожай 1862-1863 г.г. и эпидемия тифа. Болгарское население полуострова существенно увеличилось во второй половине XIX — начале XX в., на этот раз за счет внутренней миграции из северных уездов Таврической губернии. Особый правовой статус освобождал болгарских и других колонистов от уплаты налогов и целого ряда повинностей. Такие льготы переселенцам давал "Устав о колониях иностранцев в Империи". Но 4 июня 1871 года правительство вводит в действие "Правила об общественном и поземельном устройстве водворенных на казённые земли поселян-собственников бывших иностранных колонистов", которые все эти льготы отменяют. Эта реформа приравнивала всех колонистов к остальному крестьянству. Положительным моментом реформы была отмена колонистских округов, которые теперь территориально объединились. Так, в Феодосийском уезде возникла новая Кишлавская волость, вобравшая в себя 2/3 болгарских колоний Крыма. Крымские переселенцы оказали значительное влияние на сельской хозяйство Крыма, особенно на развитие виноградарства, шелководства, табаководства, огородничества. Благодаря им на полуострове начинают выращивать новые сорта злаков, фруктов, овощей и ягод; появляются новые породы овец. Важную роль в ходе болгарской колонизации сыграл религиозный фактор. Основным духовным мотивом переселения была защита православной веры от ислама. Власти поощряли и строительство храмов в болгарских поселениях, а храм Вознесения Господня в селе Кишлав был сооружен за счет государственного финансирования. В 1884 году старокрымские болгары на свои средства построили каменную часовню и освятили ее во имя Александра Невского. В 1912 году рядом с ней была возведена большая каменная церковь, которую во имя Александра Невского освятил сам епископ Таврический и Симферопольский Феофан. Крымские болгары сумели сохранить свою культуру, обычаи, диалект. Особенно бережно к своему наследию отнеслись жители Кишлава. В сфере народного образования болгары Крыма смогли достичь заметных успехов: к 1916 году почти в каждом болгарском селе была своя начальная школа, а по уровню грамотности болгары на полуострове занимали 4-е место, уступая лишь немцам, чехам и эстонцам. Старокрымская болгарская колония послереволюционного периода может гордиться своим представителем — Николаем Стояновичем Кирджиевым, который жил в городе с 1927 по 1944 годы. Выпускник Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии, ученик И. Павлова, И. Мечникова, В. Бехтерева, доктор Н. Карджиев оставил после себя след не только в практической и научной медицине. Он был автором литературных произведений — прозаических и стихотворных. Многие его работы не были опубликованы. Помешали война, депортация и смерть На чужбине в 1947 году. Перед Великой Отечественной войной в Крыму проживало уже более 15 тысяч болгар. В годы войны многие представители этого крымского народа геройски сражались против немецких фашистов в рядах регулярной Красной Армии, в партизанских отрядах и в подполье. Среди старо-крымских партизан и подпольщиков было немало болгар, отличившихся своей отвагой и героизмом. Болгарин И. Г. Генов возглавлял в 1941-1942 годах соединение партизанских отрядов в старокрымских лесах, затем руководил подпольной борьбой. Вскоре после освобождения Крыма от гитлеровцев, вслед за крымскими татарами, в ночь на 24 июня 1944 года, были депортированы болгары, армяне и греки. Более 12 тысяч болгар по злой воле тирана Сталина вынуждены были покинуть обжитые крымские земли. Разбросанный по всему Советскому Союзу, болгарский народ смог сохранить тою культуру, язык. Лишь совсем недавно болгары смогли вернуться на свою вторую родину — в Крым. Для возрождения национальной культуры, поддержания связей с исторической Родиной в 1995 году было создано Крымское республиканское общество болгар им. Паисия Хилендарского. Болгарские общины сейчас существуют во многих городах и селах полуострова, возрождая и развивая давние традиции своего народа. Крымская история двух последних веков обогатилась вкладом, который внесли болгарские переселенцы в экономическую, религиозную, культурно-бытовую жизнь полуострова. А в историю Старого Крыма, кроме Карджиева, свои имена вписали болгары — один из первых председателей райисполкома Г. Д. Стамов, его внучка, скульптор Т. В. Гагарина, юные патриоты — братья-партизаны Стояновы. вверх